Image text


Экологическая безопасность

на главную страницу к перечню статей

ВВЕДЕНИЕ В БЖД.

 

 Стремление человечества к обеспечению безопасной жизни всегда было одной из основных целей прогресса.

 Произошедшая научно-техническая революция существенно улучшила качество жизни, условия труда, повысила благосостояние, уровень здравоохранения, образования, социальной обеспеченности, культуры. Колоссально возросшая мощь производства, промышленности и сельского хозяйства, обеспечившая рост жизненного уровня особенно в развитых странах, подняв человека на его современный уровень, проявила и свою оборотную – негативную сторону, связанную с истощением ресурсных возможностей Земли, хищническим характером эксплуатации этих ресурсов, перенаселением, кризисными явлениями в социальной сфере, обусловило появление крайне неблагоприятных тенденций для жизни человечества.

  Масштабы негативных тенденций и изменений столь велики, что противодействовать им сегодня становится уже не под силу ни природе, ни обществу. Наиболее сильно они проявляются в виде так называемых глобальных проблем, которые начали понемногу осознаваться человечеством только во второй половине XX века.

 Глобальными эти проблемы названы потому, что имеют масштаб, сопоставимый по охвату, силе и интенсивности с планетарными явлениями.

  Среди глобальных проблем часто выделяют так называемые императивы, т.е. настоятельные, непреложные, безусловные требования, как, например, экономический, демографический, экологический, военный и технологический императивы, которые считаются главными. Большинство других проблем являются производными от них.

 В общем виде глобальные проблемы условно могут быть подразделены на:

 глобальные проблемы природного характера – проблемы природных катастроф и изменения цикличности природных явлений;

 глобальные проблемы экологического характера – проблемы, связанные с кризисом природной среды, обусловленным загрязнением суши, гидросферы и атмосферы, изменением климата, истощением озонового слоя атмосферы, сведением лесов, опустыниванием, исчезновением отдельных биологических видов;

 глобальные проблемы социального характера – проблемы межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, здравоохранения, образования, организованной преступности;

 глобальные проблемы экономического характера – проблемы устойчивости мировой экономики, истощения невозобновляемых ресурсов;

 глобальные проблемы социально-экономического характера – проблемы бедности, занятости, нехватки продовольствия, природно-техногенной безопасности;

 глобальные проблемы социально-политического характера – проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, терроризма, информационной безопасности;

 глобальные проблемы социально-биологического характера – проблемы возникновения новых болезней, генетической безопасности, наркомании;

 глобальные проблемы духовно-нравственной сферы – проблемы падения общего уровня культуры населения, распространения культа насилия и порнографии, невостребованности в современном мире высоких образцов искусства, отсутствия гармонии в отношениях между поколениями и др.

 Основная масса глобальных проблем в настоящее время своих решений не находит, что происходит из-за колоссальной сложности и огромного масштаба большинства проблем, отсутствия у отдельных стран и мирового сообщества в целом необходимых ресурсов и политической воли, а также из-за конъюнктурных животрепещущих потребностей момента, отвлекающих от перспективы, противоречий между странами и неравноправия между ними, рецидивов психологии «социального оптимизма». В результате даже вполне осознанные мировой общественностью опасные тенденции оказываются запущенными, достигают критического состояния и разряжаются различного рода бедствиями, формирующими чрезвычайные ситуации того или иного масштаба, таящими многочисленные угрозы человечеству.

 Человечество в своем развитии достигло той черты, после которой произойдет или гибель, или резкое изменение всего характера взаимоотношений с природой.

  Основой выхода из надвигающегося кризиса, является идея устойчивого развития, выраженная в «Повестке дня на XXI век», принятой на Второй конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г).

 Одними из насущнейших проблем человечества в современных условиях являются природные и техногенные катастрофы. В последние десятилетия наблюдается тенденция роста количества возникающих чрезвычайных ситуаций, увеличение ущерба наносимого окружающей среде, рост числа жертв.

 
 

В целях решения этих проблем в России принят Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяющий общие для страны организационно-правовые нормы в данной области. Одной из мер направленных на снижение потерь от чрезвычайных ситуаций в Законе является подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Так статья 19 обязывает граждан Российской Федерации изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи и т. д.

  Выполнению этой статьи Закона, во многом способствует учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина явила собой синтез преподававшихся ранее в высших учебных заведениях курсов «Охрана труда», «Охрана окружающей среды» и «Гражданская оборона». Интеграция знаний необходимых для обеспечения комфортного состояния и безопасности в единый комплекс, позволяет не только расширить познания о реакциях человеческого организма на действие негативных факторов, расширить представление об источниках, величине и значимости травмирующих и вредных факторов, но и сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности, а также подойти к научно-обоснованной разработке применения и использования средств защиты.

 Объединение этих дисциплин в единый курс позволило рационально, целенаправленно подойти к решению проблемы обеспечения безопасности населения, показав единство принципов достижения безопасного состояния, в случае возникновения угроз природного, техногенного либо военного характера.

  В настоящее время «Безопасность жизнедеятельности» – является обязательной общеобразовательной дисциплиной, в которой тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), рассматривается совместно с вопросами защиты от негативных факторов.

 Безопасность жизнедеятельности изучает:

современное состояние и негативные факторы среды обитания;

основные принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности;

анатомо-физиологические последствия воздействия на человека вредных, травмирующих и поражающих факторов, принципы их идентификации;

средства и методы повышения безопасности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

основы устройства и применения природосберегающих технических систем и методов охраны окружающей среды;

вопросы устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

принципы разработки мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.

  Ключевое место в Безопасности жизнедеятельности принадлежит понятию опасность, под которым понимают негативное свойство живой или неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде, материальным ценностям.

  Согласно аксиоме о потенциальной опасности – любая человеческая деятельность является потенциально опасной. Обычно окружающие человека опасности разделяют на естественные и антропогенные. Даже на ранних стадиях развития общества, человечество было подвержено влиянию многочисленных негативных факторов, по большей части естественного происхождения, однако жизнь современного человека во многом определяется негативными факторами порожденными им самим, т.е. антропогенными. Многочисленные факторы техногенного происхождения, такие как, повышенное содержание в окружающей среде токсичных веществ, ионизирующее излучение, вибрации, электромагнитные излучения, стали неотъемлемой частью нашей жизни.

В данный момент человек подвергается значительным опасностям не только в зоне действия технических систем (транспортные магистрали, промышленные зоны, зоны излучения радиопередающих систем), но и в быту, где нас подстерегают загрязненный воздух, недоброкачественная вода и пища, шум, вибрации, инфразвук, электромагнитные поля бытовых приборов, ионизирующее излучение, многочисленные аллергены и т.д.

 В современном мире четко прослеживается тенденция к значительному увеличению числа опасностей, причем также четко заметно отставание в появлении средств и методов защиты от них, следствием чего является увеличение числа пострадавших, ухудшение качества окружающей среды, рост экономического ущерба. Выход из подобной ситуации видится в своевременном прогнозировании возникновения негативных воздействий еще на стадии разработки принимаемых решений, что невозможно без системного научного подхода, основанного на знании и использовании известных защитных средств и мероприятий. Основной задачей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», при этом, является опережающее изучение причин и источников возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия. Однако и в настоящее время, несмотря на достаточную научную проработку многих защитных мероприятий, их применение в жизни оставляет желать лучшего.

  Таким образом, изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», направлено на вооружение теоретическими знаниями и практическими навыками, гарантирующими сохранение здоровья и работоспособности человека и подготовки его к действиям в экстремальных ситуациях. 

В настоящее время защита населения и территорий от негативных воздействий выделилась в отдельную, четко очерченную область человеческой деятельности, составными частями которой стали специфичные для нее круг знаний, правовое поле, арена деятельности и даже нормы морали. Она интенсивно развивается, а это требует стабильных правовых, методических, организационных и информационных основ для ее развития. При отсутствии такой базы процесс развития теряет целенаправленность, комплексный характер и зачастую не приводит к необходимым результатам.

 

  на главную страницу поиск