Image text


Правовое обеспечение экологической безопасности.

на главную страницу к перечню статей

ВНИМАНИЕ! Часть законодательных актов на сегодняшний момент времени могла устареть! Рекомендуем проверить действуют ли законы приведенные ниже в настоящее время!

 

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, направленных на регулирование природоохранных взаимоотношений в Российской Федерации, образует природоохранное (экологическое) законодательство.

 

Современная система российского природоохранного законодательства имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления.

 

В основе системы экологического законодательства лежат Декларация о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации (1993 г.).

 

Ст. 42 Конституции РФ, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

 

Всю систему экологического законодательства разделяют на две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

 

Основу природоохранного законодательства составляет Закон РФ «Об охране окружающей среды». Подсистему природоресурсного законодательства составляют Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ об охране и использовании животного мира и ряд других законодательных и нормативных актов.

 

Конечной целью охраны окружающей природной среды является охрана здоровья и обеспечение благополучия человека, в связи с чем, экологические требования занимают значительное место Основах законодательства РФ об охране здоровья.

 

В 1992 году в Рио-де-Жанейро Россия в числе 179 государств подписала ряд программных документов, определяющих согласованную политику стран мира по обеспечению устойчивого развития.

 

Руководствуясь ими, президент России утвердил "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (Указ № 236 от 4 февраля 1994 г.) и "Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (Указ № 440 от 1 апреля 1996 г.). По поручению президента и последовавшему за ним постановлению Правительства № 559 от 8 мая 1996 г. Минэкономики совместно с Госкомэкологии и другими заинтересованными федеральными органами разработало проект государственной стратегии устойчивого развития. Проект был рассмотрен Правительством в конце 1997 года и направлен на доработку.

 

В 1998 году доработанная редакция "Проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации" была представлена для обсуждения в комиссию Государственной Думы РФ второго созыва по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития. Документ получил резко отрицательную оценку и был рекомендован к кардинальной переработке.

 
 

Комиссия Государственной Думы третьего созыва по проблемам устойчивого развития провела 2 октября 2000 года парламентские слушания на тему "О формировании проекта стратегии устойчивого развития России", на которых был заслушан доклад Минэкономразвития и принята рекомендация создать при комиссии рабочую группу для доработки проекта стратегии, в состав которой вошла большая группа ученых, в том числе и академиков РАН.

 

В августе – сентябре рабочая группа еще раз тщательно проанализировала "Проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации", разработанный в 1998 году, и наметила направления его переработки.

 

Пятого октября 2001 года на очередных парламентских слушаниях, организованных Комиссией, были приняты рекомендации Президенту, Государственной Думе, Правительству, Совету безопасности и другим органам государственной власти России по реализации стратегии устойчивого развития. Рабочей группе было рекомендовано продолжить переработку проекта стратегии устойчивого развития Российской Федерации и подготовить его к изданию.

 

Значительная роль в регулировании природоохранных отношений принадлежит постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, целью которых является обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии (ст. 114 конституции РФ).

 

Постановления Правительства, посвященные экологическим вопросам, можно разбить на три группы: во-первых, принимаемые во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений; во-вторых, принимаемые для определения компетенции органов управления и контроля; в-третьих, включающие в себя нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. К первой группе можно отнести, например, постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 года об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе, ко второй – Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, к третьей – постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

 

 Основным экологическим законом РФ является Закон «Об охране окружающей среды», принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 года, в XVI главах которого отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой. Данный Федеральный Закон «определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально - экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности».

 

На современном этапе политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, базируется на программных документах, принятых в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро.

 

Этот международный форум, стал одним из главных событий в истории мировой цивилизации. Именно в Рио-де-Жанейро получили общемировое политическое признание проблемы, связанные с глобальным потеплением климата и сохранением биоразнообразия на Земле. Была принята "Повестка дня на XXI век" – своеобразный план развития цивилизации на ближайшее будущее. С тех пор прошло более 10 лет.

 

За это время, следуя решению ООН, более 100 стран разработали национальные стратегии устойчивого развития. В России аналогичного документа до сих пор нет. Только в 1996 году Правительство Российской Федерации приняло "Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". Разработанный на ее основе "Проект стратегии устойчивого развития Российской Федерации" сразу получил резко негативную оценку в научных кругах страны.

 

Созданная Государственной Думой третьего созыва Комиссия по проблемам устойчивого развития, состоящая из 20 депутатов, трижды проводила парламентские слушания, в которых наряду с депутатами Государственной Думы принимали самое активное участие члены Российской Академии наук, ректоры, профессора и студенты вузов; ведущие сотрудники крупнейших научно-исследовательских учреждений; предприниматели, действующие в области охраны окружающей среды и занятые производством экологически чистой продукции; представители Министерства экономического развития и торговли, федеральных округов России, мэрий Москвы, Санкт-Петербурга и других городов; активисты московских и всероссийских экологических организаций - всего более 1500 человек.

 

В июле 2001 года Комиссия по проблемам устойчивого развития сформировала группу из видных российских ученых и общественных деятелей для работы над стратегией устойчивого развития России.

 

Результатом работы данной группы явился труд - "Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации", который затрагивает все важнейшие стороны проблемы.

 

  на главную страницу поиск