Image text


Экологическая безопасность

на главную страницу к перечню статей

Проблема твердых бытовых отходов в Московской области часть 1

 

 В настоящее время одной из экологических проблем в Московской области является утилизация отходов производства и потребления. Москва и область вместе представляют собой огромный мегаполис, где проживает порядка 20 млн. человек. За последние годы в ходе экономических преобразований этот регион вышел на ведущие позиции в России по показателям экономического роста.

 

  Существующая система управления отходами.

 

Исторически сложилось, что «на виду» всегда были жидкие и газообразные отходы (промышленные загрязнения воды и воздуха) и их в первую очередь контролировали и регулировали, во время как твердые отходы всегда можно было увезти подальше или закопать, т.е. попросту убрать тем или иным способом. Экологические последствия такого захоронения мусора через загрязнение подземных вод и почв проявлялись иногда через несколько лет или даже несколько десятков лет и были от этого не менее разрушительны.

 

Поэтому власти вынуждены были создавать систему управления отходами для того, чтобы избежать неконтролируемого их распространения или предотвратить неконтролируемую эмиссию отходов в окружающую среду. Любая система управления отходами состоит из трех этапов: сбора, транспортировки и переработки. Сравнительный анализ систем управления отходами производства и потребления Российской Федерации и стран Евросоюза представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ систем управления отходами.

 

Этапы системы управления отходами Российская Федерация Страны Евросоюза
Сбор контейнеры 0,75...0,8 м3 мусоропроводы с мусороприемными камерами раздельный сбор в отдельные контейнеры стекла, бумаги, пластика мешки из специального быстроразрушающегося пластика
Транспортировка специально оборудованные автомобили к местам сортировки, переработки и утилизации специально оборудованные автомобили к местам сортировки, переработки и утилизации
Утилизация Захоронение Сжигание Переработка вторичного сырья Сжигание Переработка вторичного сырья Компостирование
Нормативная база ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением Отдельные правовые нормы, содержащиеся в специализированных ФЗ Директива 75/442 об отходах Директива 75/442 об операции по переработке отходов Директива 94/62 о вторичной переработке упаковочного материала Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением

 

Нормативно-правовая основа.

 

Система управления отходами производства и потребления базируется на полномочиях, закрепленных в Федеральном законе от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», (в ред. федеральных законов от 29.12.2000 г. № 169-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004 г.), от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ, от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ, от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ, от 08.11.2007 г. № 258-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 08.11.2008 № 196-ФЗ).

 

В России вся ответственность за организацию сбора и переработки отходов возложена на органы местного самоуправления. Несмотря на это, органы местного самоуправления не в состоянии решить задачу в отношении "нерентабельных" отходов. Субъекты Российской Федерации от решения проблем, связанных с организацией утилизации и переработки отходов отстранены. Рычагов воздействия на органы местного самоуправления субъекты Федерации практически не имеют, за исключением осуществления государственного экологического контроля и надзора за негативным воздействием отходов на окружающую среду, который в соответствии со своим Положением осуществляет Ростехнадзор.

 

Отличительной особенностью Московской области является ее тесная связь с городом Москва. Общий годовой объем образующихся в Москве и Московской области отходов приближается к 60 млн. т. В основном они вывозятся на территорию области (90%).

 

Однако, единая для Москвы и области политика в сфере обращения с отходами и согласованная программа действий органов государственной власти Москвы, области, органов местного самоуправления муниципальных образований области отсутствует.

 
 

Общие данные об образовании отходов и функционировании системы.

 

В области в год образуются 20 млн. т промышленных, 8 млн. т сельскохозяйственных, 3,5 млн. т твердых бытовых отходов (ТБО), более 1 млн. т отходов строительства и сноса, а также других видов отходов, в том числе токсичных. Ежегодный прирост составляет 4-6 %.

 

В составе накопленных на территории Московской области отходов производства основную долю занимают отходы  IV и V классов опасности (68 и 29% соответственно). Отходы I класса опасности составляют 2,013 тыс. т, II класса – 0,033 тыс. т, III класса – 0,185 тыс. т.

 

Среди образующихся отходов I класса опасности основную массу составляют отработанные люминесцентные лампы. Отходы  II и  III классов опасности (масла моторные, трансмиссионные и гидравлические, электролит кислотный аккумуляторный, ветошь промасленная обтирочная, отходы свинца аккумуляторного), образуются в основном от автотранспорта, состоящего на балансе предприятий. Эти виды отходов либо передаются специализированным предприятиям, либо обезвреживаются на собственном производстве.

 

Существенный вклад в образование отходов  IV класса опасности вносят производства с образованием навоза, куриного помета, лома черных и цветных металлов. Они передаются сторонним потребителям или накапливаются на территории природопользователя.

 

Так же к  IV классу опасности относятся осадки сточных вод городских очистных сооружений и станций аэрации. Они являются самым массовым и распространённым промышленным отходом, требующим утилизации. Осадок представляет собой благоприятную среду для развития патогенной микрофлоры и токсичен по причине содержания солей тяжёлых металлов, распадающихся на ионы. Например, от нейтрализации и обезвреживания сточных вод гальванических цехов промышленных предприятий ежегодно образуется от 600 до 800 тыс. т осадков, содержащих хром, медь, цинк, олово, никель, свинец и др. Поэтому осадок относится к категории биологически опасных и токсичных отходов, подлежащих размещению на специальных полигонах. Применение его без специальной обработки исключено. По этой причине на очистных сооружениях накапливается огромное количество иловых осадков, которые переполняют иловые карты очистных сооружений.

 

В последнее время стала особенно актуальной проблема дефицита средств на строительство локальных очистных сооружений и специальных мест утилизации. Это обстоятельство приводит к тому, что осадки сточных вод (ОСВ) (как обезвоженных на фильтрпрессах, так и с иловых площадок) вывозятся на сельскохозяйственные угодья близлежащих агрофирм. Подобный вывоз не санкционирован органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора и сопровождается грубыми нарушениями природоохранного и санитарного законодательства. ОСВ также находят применение при «рекультивации» нарушенных земель (карьеры, несанкционированные выработки), проводящейся без разработки, согласования и утверждения в установленном законом порядке соответствующей проектной документации и необходимой инженерной подготовки объектов рекультивации. С течением времени объем ОСВ, как аккумулируемого на временных площадках, так и бесконтрольно вывозимого на поля и карьеры области увеличивается.

 

Нетоксичные отходы подлежат размещению на полигонах твердых бытовых отходов ТБО.

 

На сегодняшний момент одним из основных факторов загрязнения окружающей среды области являются ТБО.

 

В составе ежегодно образующихся и размещаемых в области ТБО, содержится порядка 1,7 млн. т макулатуры, 400 тыс. т пластика, 170 тыс. т текстиля, 110 тыс. т стекла и стеклобоя, 85 тыс. т черного и 6 тыс. т цветного лома, 46 тыс. т древесины, 24 тыс. т резины и кожи и т.д. (рис. 1).

  

 

 

Рисунок 1. Структура ТБО Московкой области.

 

На территории области постоянно проживает 6619700 человек, из них в городах – 4494600 человек. Удельный объем образования ТБО на 1 человека в год колеблется от 1,9 м3 (Красногорский район), то  0,75 м3 (Волоколамский район) и в среднем по области составляет  1,04 м3.

 

В городах среднее значение объема образующихся ТБО на душу населения несколько выше, чем в сельских поселениях.

 

В области, как и в Российской Федерации в целом, ТБО традиционно размещаются на полигонах и других специализированных местах, которые занимают много ценных земель. Превалирование подобного размещения и захоронения отходов обусловлено небольшими затратами. Определенную роль также играет сложившееся стойкое противостояние населения попыткам размещения перерабатывающих и/или сжигающих отходы производств.

 

Наряду с потерей земельных площадей, увеличение числа свалок и полигонов для захоронения ведет к росту неуправляемой миграции отходов в окружающую среду, нанося ей тем самым значительный ущерб. Полигоны твердых бытовых и промышленных отходов являются источниками поступления в окружающую среду тяжелых металлов и различных токсичных соединений, содержащихся в фильтрате. В результате миграции с территории действующих полигонов (свалок) химических веществ, вокруг них образуются аномальные геохимические зоны. Усугубление ситуации происходит за счет неравномерности распределения объектов размещения отходов по территории области.

 

Полигоны на территории области в ряде случаев расположены в явно неблагоприятных гидрогеологических условиях. Имеются примеры организации полигонов: в карьерах известняков; в непосредственной близости от населенных пунктов; на речных песчаных террасах; вблизи от поверхностных водотоков; нередко граничат с сельскохозяйственными угодьями. Санитарное состояние большинства из них неудовлетворительное.

 

Проблема твердых бытовых отходов в Московской области часть 2

 

  на главную страницу поиск