Image text


Предмет, основные категории экологии человека

на главную страницу к перечню статей

ВВЕДЕНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Человек всегда стремился жить в гармонии и согласии с окружающей его природой, в дружбе и мире с другими людьми. Эти стремления нашли свое высшее выражение практически во всех религиях мира, в произведениях великих писателей, композиторов, художников. В последние десятилетия эти естественные стремления человечества были зафиксированы во многих документах международных организаций - Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека и т.д. К сожалению, многовековые надежды жителей планеты Земля осуществляются очень медленно и с большими трудностями — полыхают войны, происходят промышленные катастрофы, стихийные бедствия настигают свои жертвы...

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека. Во всем мире и в первую очередь в экономически развитых странах в последние два десятилетия обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит процесс «экологизации» общественных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты. Очень активно включились в экологическую и природоохранную тематику педагоги, стремящиеся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. Происходит и встречный процесс — лицом к обществоведению, педагогике и экономике повернулись и многие природоведы и биологи.

Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология (некоторые исследователи называют ее демоэкологией, то есть экологией народонаселения). Экологию человека можно определить как науку, направленную на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию и пр., с целью выяснить направленность эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а также причины той или иной направленности этих процессов. Возникает естественный вопрос: какие мотивы движут исследователями-экологами в их многотрудной деятельности? Ответ на этот вопрос очень прост: цель экологии человека (как, впрочем, и любой науки) — обеспечить общество (в широком смысле этого слова — от каждого гражданина и каждой общественной организации до законодателей и руководителей всех рангов) соответствующей информацией, что будет способствовать оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Практическую задачу экологии человека можно сформулировать следующим образом: создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

Объектом экологии человека служит антропоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих частях обладающее сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и пр.

Экология человека изучает антропоэкосистемы различного уровня — от глобального (или мирового) до местного (небольшая деревня или район в городе) и даже до отдельного «точечного» (жилой дом, цех завода и т.д.). Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека, если, например, возникнет необходимость сравнивать условия жизни людей на Земле и вероятные условия жизни земного человека на других планетах. Глобальная антропоэкосистема (или антропоэкосфера) охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В.И. Вернадского), всею населения планеты (человеческого общества), которое использует природные ресурсы планеты с помощью технических средств. Хозяйственная деятельность человечества обеспечивает его существование и прогрессирующее развитие и в то же самое время наносит биосфере существенный экологический ущерб, в результате чего страдает не только природа, но и само человечество.

Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей. Примером такой микролокальной антропоэкосистемы служит кабина космического корабля с экипажем. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба.

Для решения различных научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из этих уровней соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования.

 
 

ВЗГЛЯДЫ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ПРОШЛЫЕ ЭПОХИ

В качестве научной дисциплины экология человека появилась не на «пустом месте». Она впитала в себя идеи многих исследователей давнего и недавнего прошлого и настоящего. Сегодня ученые говорят о развитии экологического мышления, связывая это явление с угрозой всемирной экологической катастрофы. Но нельзя забывать о том, что уже наш далекий предок в полном смысле слова был «стихийным антропоэкологом». Человек палеолита, выбирая пещеру для жилья или место для строительства свайного поселка, решал множество задач, которые несомненно можно отнести к числу экологических. Ведь жилье должно быть удобным для жизни, защищать от зверей и врагов, иметь рядом воду для питья, дрова для очага и угодья для охоты, рыбной ловли, сбора съедобных растений. Нужно было выбрать жилище, в котором не угрожали бы человеку наводнения и другие стихийные бедствия. Чтобы выжить, следовало знать повадки зверей и птиц, отличать съедобные растения от ядовитых, предугадывать изменения погоды. По мере развития человечества многие из этих знаний и навыков, ранее закрепленных в виде табу и религиозных запретов, были зафиксированы в письменной форме в виде законов.

Античные ученые стремились осмыслить роль и место отдельного человека и групп людей в окружающем их мире, понять, как на них влияют окружающие их природные и хозяйственно-бытовые условия. Особенно пристально взаимоотношения человека со средой его обитания исследовались в связи с опасностью возникновения различных заболеваний. Великий врач древности, основоположник научной медицины Гиппократ (460-377 г. до н.э.) посвятил рассмотрению данной проблемы свой труд «О воздухах, водах и местностях». В этом произведении, содержащем советы врачам, в частности говорится: «Поэтому, кто придет в незнакомый город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежащий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад ...как обстоит дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными и мягкими водами или жесткими... или же солеными и неудобными для варения» и т.д. Продолжая в дальнейшем тексте характеристики особенностей природных условий городов, Гиппократ пишет какого телосложения и каких болезней следует ожидать у людей в зависимости от преобладающих ветров, воды, рельефа и времен года. И далее он дает сравнительное описание народов Европы и Азии, много внимания уделяет скифам. Физическая и психическая конституция описываемых народов, по убеждению Гиппократа, является прямым результатом природных условий и географического положения мест их обитания.

Об этом же почти через 400 лет после Гиппократа писал римский философ Лукреций Кар в своей блистательной книге «О природе вещей»:

Как различаются все четыре деления света И по ветрам четырем и по разным частям небосвода, Так и наружность и цвет у людей различаются сильно, И у различных племен и болезни их также различны.

В древнеиндийском сборнике предписаний, определяющих поведение в частной и общественной жизни каждого индийца в соответствии с системой взглядов и религиозных догматов брахманизма, получивших название Законов Ману (II век до н.э. - II век н.э.) было записано, что разрушение окружающей среды убивает вместе с ней и человека — физически и нравственно. В этих законах порицалась торговля дарами природы, причинение вреда всему живому, загрязнение воды. Сходными были и правовые нормы времен Аксумской цивилизации в Эфиопии — «Фетха негест» (IV век н.э.). Статья 1097 этого документа требовала запрещения продажи и покупки речной рыбы, птиц, степных и лесных зверей. Жители высокогорий освобождались от обработки земли и выпаса скота, но должны были сохранять сток чистой воды в нижележащие районы. Здоровье человека и его зависимость от условий жизни во все времена возбуждали повышенный интерес. Средневековье не было в этом отношении исключением. Внучке Владимира Мономаха Евпраксии (XII век) принадлежит медицинский трактат, состоящий из 29 глав, в том числе «Об образе жизни в разные времена года», «О пище, питье, сне и покое» и пр.

Загрязнение окружающей среды представляет не новую, а одну из самых древних проблем. Она возникла с появлением первых поселений с их ручьями из сточных вод и различными бытовыми отходами на улицах. Загрязнение во все времена было бичом городов. Отражение этого можно обнаружить в средневековом законодательстве. Так, в 1382 году во Франции согласно эдикту Карла VI было запрещено выпускать в Париже дым «тошнотворный и дурно пахнущий». В Англии в XVII веке был издан указ, запрещающий лондонцам разжигать огонь в каминах во время сессий парламента, чтобы защитить парламентариев от смога.

Петр I среди многочисленных государственных дел заботился о благоустройстве и чистоте улиц и рынков, о надлежащем выпуске сточных вод в Санкт-Петербурге и Москве. В 1718 году он издал указ «О соблюдении чистоты улиц в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Особое внимание уделялось торговле продуктами питания. Предписывалось, чтобы «торгующие съестными припасами носили белый мундир и наблюдали во всем чистоту». В 1722 году была организована в России полиция, в инструкции которой среди прочих правил были записаны пункты о порядке торговли. Например; «Дабы отнюдь никакого нездорового съестного харчу и мертвечины не продавали и для своих прибытков вонючего свежего мяса, также и свежей рыбы ничего на съедение долговременно не держали...» Торговцев, у которых обнаруживались испорченные мясо или рыба, предлагалось подвергать штрафу, а тех, кто заплатить не мог — «бить батоги», ссылать на каторгу.

 

  на главную страницу поиск